В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Несмотря на ряд научных определений здоровья, достаточно глубоко раскрывающих суть здоровья, в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения наиболее популярным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», поскольку в нём в комплексе выделены все компоненты здоровья.
Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растёт и развивается, каждому воспитателю необходимо грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения:
- создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;
- обучать детей правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
- понимать необходимость и роль двигательной активности.
Педагоги ведут поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоят в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Сегодня каждый педагогический коллектив имеет право выбора программ и составленного к ним научно-методического обеспечения. Свободный выбор позволяет уйти от единообразия и ориентироваться на конкретные условия муниципального дошкольного образовательного учреждения, что обуславливает создание в нём целостной системы здоровьесберегающей деятельности.
Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:
- Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами.
- Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.
- Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.
- Психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.
- Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
- Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду.
Условия охраны здоровья обучающихся
Педагогическим коллективом МКДОУ с. Рысево ведется целенаправленная работа по реализации поставленных задач по обеспечению здоровья и здорового образа жизни воспитанников. Основными направлениями работы по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; создание условий для развития физических качеств у детей. В связи с нормальным температурным режимом в группах проводились закаливающие процедуры, проводили утреннюю гимнастику, физминутки на занятиях, физкультурные занятия, праздники и досуги, на прогулках организовывали подвижные и спортивные игры, выполняли двигательный режим детей в детском саду.
В детском саду большое внимание уделяется укреплению физического и психического здоровья детей:
- качественному проведению фильтра;
- проведению закаливающих и профилактических процедур с учетом температурного режима и индивидуальных потребностей каждого ребенка;
- четкому соблюдению двигательного режима в течение дня;
- качественному проведению зарядок, физкультурных занятий, выполнению двигательного режима;
- контролю качества питания детей в ДОУ (нормы питания детей в ДОУ выполняются по всем основным продуктам питания в соответствии СанПиНом);
- витаминизации пищи;
- организации прогулок;
- созданию в группах благоприятной обстановки, учитывающей потребности и особенности каждого ребенка;
- привлечение родителей к обеспечению одинаковых требований к организации жизнедеятельности ребенка дома и в детском саду для получения более эффективного результата оздоровления.
Закаливание в детском саду проводится в соответствии с состоянием здоровья детей, под наблюдением старшей медсестры: это ходьба по массажным коврикам, проведение упражнений после сна, контрастные воздушные ванны, в летний период солнечные ванны.
Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного образовательного учреждения обеспечивает медицинский персонал муниципального учреждения здравоохранения МБУЗ Черемховская ГБ 1, амбулатория № 2 с. Рысево, для работы которого ДОУ предоставляет помещение с необходимыми условиями. В штате детского сада нет медицинского персонала. Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного образовательного учреждения обеспечивает медицинский персонал муниципального учреждения здравоохранения МБУЗ Черемховская ГБ 1, амбулатория № 2 с. Рысево.
Основным источником сведений о состоянии здоровья воспитанников служат результаты обязательных медицинских осмотров. С этой целью ежегодно проводится медосмотр детей. Применение этой системы дает возможность вовремя обнаружить скрыто протекающие заболевания или нарушения в здоровье и физическом развитии ребенка. Детям проводятся лабораторные исследования, антропометрические показатели.
Проводится специфическая и неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ. Дети получают витамины, которые способствуют правильному течению обменных процессов, оказывают положительное влияние на состояние нервной системы, процесс кроветворения и защитных сил организма: ревит, аскорбиновую кислоту, отвар шиповника.
Используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии.
Под руководством медицинского работника проводится физкультурно-оздоровительная работа: комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (солнце, воздух, вода), полоскание солевым, чесночным раствором. Закаливание детского организма проводится систематически во все времена года.
В ДОУ проводятся следующие оздоровительные мероприятия:
- закаливающие процедуры (полоскание горла солевым и чесночными растворами, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика);
- воздушные, солнечные ванны;
- босохождение на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- гимнастика пробуждение после сна на постелях под музыку и хождение босиком по массажному коврику;
- прогулки зимой до (– 25 С) без ветра.